Выставка «Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» - «Выставки»
С 16 июня по 9 августа в Музее «Гараж» пройдет выставка «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969».
Выставка «Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»Выставка, объединившая более 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, представляет собой подробно документированный рассказ о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками. Многие носители «тайного знания» столкнулись со сталинским террором — люди погибали, оказывались в лагерях, отказывались от убеждений, утрачивали свои архивы.
Искусство, представленное на выставке «Мы храним наши белые сны», живет как будто по краям, в стороне от свершений модернизма и советского радикального авангарда в частности, в сознательно тайном и невидимом режиме (в том числе и для специалистов), поскольку оно представляло собой не эстетический эксперимент, а артефакт, свидетельствующий о духовном откровении.
Не менее важна для выставки логика документа — благодаря усилиям исследовательской команды, в течение двух лет работавшей с публичными и частными архивами, удалось восстановить по уголовным делам и протоколам обыска несколько казавшихся полностью утраченными художественных биографий, например, Риммы Николаевой, художницы и участницы антропософского сообщества.
Выставка «Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»Личные и творческие судьбы складываются в сложную карту прямых или опосредованных контактов между героями выставки: участие не только в антропософском движении, но и в иных духовных кружках и объединениях — часто один человек мог участвовать в трех или четырех — создавало систему искренних дружеских и творческих отношений, которые продолжались и в ссыльных скитаниях.
Произведения Александры Сухаревой не вмешиваются в основной нарратив выставки и не составляют диалога с произведениями Андрея Белого, Аси Тургеневой, Даниила Степанова или кого-либо еще.
Проект Сухаревой — «Криста. Аргирис. Юдора» — актуализирует эзотерический опыт, допускает его присутствие в музее и гарантирует зрителю возможность буквального индивидуального переживания «тайной» истории русского искусства ХХ века.
Выставка «Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»Архитектура проекта, созданная бюро Grace, отсылает к экспозиционной практике итальянского архитектора и дизайнера Карло Скарпы и представляет собой комбинацию из трех типов выставочных пространств — «храма», «архива» и «музея», — с разным наклоном повесочных поверхностей, обтянутых гофрированной тканью.
Эти три типа экспозиционных модулей в определенной степени суммируют опыт исследовательских усилий и отражают неканонический ход истории искусства, альтернативный основным магистралям модернизма и возрождающий интерес к эзотерическим практикам и формам жизни «тайного знания».
Перформативная часть выставки, связанная с эзотерическими телесными и танцевальными практиками, включает в себя выступления анонимной платформы ВАСЯБЕГИ (Москва), часть перформансов которой отсылает к теории «четвертого пути» Георгия Гурджиева, и перформансы эвритмистки Мартье Брандсма (Нидерланды/Швейцария), интерпретирующей идеи основанной Рудольфом Штайнером школы эвритмии.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://garagemca.org