Центральный музей музыкальной культуры - «Музеи» » Новости Музыки
Новости Музыки » Куда сходить » Центральный музей музыкальной культуры - «Музеи»

Центральный музей музыкальной культуры - «Музеи»

Центральный музей музыкальной культуры - «Музеи»
Куда сходить / Музеи
00:47, 23 ноябрь 2019
1 137
0

В 1985 году в Музее музыкальной культуры открылась экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира». В 2009 году ее залы были модифицированы, а в июне 2015 года на экспозиции проведены работы по обновлению экспонатов и установке нового мультимедийного оборудования.

Центральный музей музыкальной культуры

Пять залов, каждый в своей цветовой гамме, представляют свыше 700 традиционных и профессиональных музыкальных инструментов. В экспозиции собраны инструменты народов России и стран Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии.

  • Зал № 1. Музыкальные инструменты народов Российской Федерации.
  • Зал № 2. Музыкальные инструменты народов Европы.
  • Зал № 3. Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Зал № 4. Музыкальные инструменты европейской профессиональной традиции. Инструменты симфонического и духового оркестров. Струнные клавишные инструменты.
  • Зал № 5. Механические музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты первой половины XX века, электромузыкальные инструменты.

В первом зале можно увидеть, например, уникальные гусли XIII–XIV вв., найденные во время археологических раскопок в древнем Новгороде. После воссоздания утраченных фрагментов (мастер Н. Л. Кривонос) находки заняли почетное место в экспозиции. Здесь же представлены копии восстановленных гуслей, сопелей и гудков, фрагменты которых также были обнаружены на раскопках.

Сегодня своеобразным музыкальным символом России во всем мире принято считать балалайку. Однако это инструмент относительно новый, вошедший в российский музыкальный обиход лишь во второй половине XVII века. Значительную роль в развитии и популяризации инструмента сыграл виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев — организатор и руководитель первого в России оркестра русских народных инструментов.

Центральный музей музыкальной культуры

В музейной коллекции представлена балалайка, принадлежавшая Андрееву, а затем — талантливому ученику и солисту его оркестра Борису Сергеевичу Трояновскому. Этот инструмент был изготовлен в 1902 году специально для Андреева известным русским мастером Семеном Ивановичем Налимовым — современники называли его «балалаечным Страдивари».

Со второй половины XVIII века в Россию «пришла» гитара. Самой популярной стала семиструнная гитара, названная «русской». Особого внимания в экспозиции заслуживают гитара работы неизвестного мастера, подаренная цыганской певицей Настей Поляковой Ф. И. Шаляпину; гитара мастера И. Я. Краснощекова, принадлежавшая Н. Н. Кручинину — когда-то это был инструмент Татьяны Дмитриевой, знаменитой «цыганки Тани», пение которой слушал А. С. Пушкин.

Палитру музыкальной культуры многонациональной России представляют разнообразные струнные, духовые, ударные инструменты: марийские кюсле, удмуртские крезь и чипчирган, карельский кантеле, чувашский шыбр, башкирский курай, марийский кон-кон, адыгский шичапшин, дагестанская зурна, тувинский бызаанчы, алтайский топшур, коллекция шаманских бубнов народов Севера России и многие другие.

Среди экспонатов второго зала — зала инструментов народов Европы — украинские и белорусские, молдавские и румынские, венгерские и шведские, эстонские и финские, латышские и литовские, польские и французские, итальянские и испанские инструменты. Цистры, мандолины, цитры и гитары представляют европейские инструменты XVIII-XIX веков, очень популярные у любителей музыки.

Центральный музей музыкальной культуры

Одна из витрин отдана старейшему собранию Музея — коллекции из 36 музыкальных инструментов народов Средней Азии и Казахстана. Она собрана Августом Федоровичем Эйхгорном, капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе в 1870–1883 годах.

В третьем зале также можно увидеть маленький китайский губной орган шэн, существовавший, по мнению ученых, уже во втором тысячелетии до нашей эры; украшенный изысканной перламутровой инкрустацией вьетнамский монохорд дан бау и ирландскую арфу XIXв.; шотландскую волынку пиоб мхор и японский струнный инструмент кото, игре на котором обучались все девушки из аристократических семей; изысканную индийскую вину и африканские барабаны с мембранами из шкур животных.

Четвертый зал посвящен профессиональным музыкальным инструментам европейской традиции. Здесь представлены миниатюрные карманные скрипки XVII века — пошетты, на которых играли во время уроков учителя танцев; «сладкозвучные» виолы; хрустальная и фарфоровая флейты; серпент, напоминающий очертаниями изогнутое тело змеи.

Один из самых ценных экспонатов — спинет работы итальянского мастера М. Ядра, датируемый 1565 годом. Он принадлежал известной флорентийской семье Медичи, на его предклавиатурной доске расположены три медальона с изображением членов семьи. Украшение экспозиции — клавесин, изготовленный в 1766 году выдающимся английским мастером Буркатом Шуди.

Центральный музей музыкальной культуры

В этом же зале — драгоценные инструменты великих скрипичных мастеров. Отдельную витрину занимает скрипка мастера Антонио Страдивари, принадлежавшая скрипачу Давиду Ойстраху. Инструменты из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России представлены произведениями А. и Дж. Амати, Гварнери дель Джезу, Л. Гваданини.

В так называемую «Серебряную коллекцию», представленную в этом же зале, входят духовые инструменты, которыми были награждены полки русской армии за подвиги во время сражений с войсками Наполеона: серебряные трубы, украшенные накладными Георгиевскими крестами и лентами с кистями. На трубах, принадлежавших Астраханскому кирасирскому полку, выгравирована надпись: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году»; на инструментах Первого лейб-гвардии драгунского полка — «За храбрость противу неприятеля при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 года».

В последнем зале демонстрируются механические музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты начала XX века. Гордость экспозиции — первый электромузыкальный инструмент терменвокс, изобретенный советским физиком Львом Сергеевичем Терменом в 1920 году и с триумфом демонстрировавшийся в те годы в СССР и за рубежом. Показаны и другие уникальные отечественные электромузыкальные инструменты: экводин-11, фотоэлектронный синтезатор АНС.

В зале представлены и современные инструменты из коллекции знаменитого барабанщика, композитора и шоумена Ришада Шафи, в том числе часть «гигантской барабанной установки».

Современные мультимедийные средства помогут посетителям экспозиции узнать интересные факты из истории инструментов, услышать их звучание, увидеть их в руках музыкантов.

Режим работы:

  • понедельник — выходной;
  • вторник — с 11:00 до 19:00;
  • среда — с 11:00 до 19:00;
  • четверг — с 12:00 до 21:00;
  • пятница — с 12:00 до 21:00;
  • суббота — с 11:00 до 19:00;
  • воскресенье — с 11:00 до 18:00.

Стоимость билетов:

  • полный — 500 рублей;
  • льготный — 400 рублей.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://glinka.museum/tsentralnyy-muzey.php


Фотографии места






В 1985 году в Музее музыкальной культуры открылась экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира». В 2009 году ее залы были модифицированы, а в июне 2015 года на экспозиции проведены работы по обновлению экспонатов и установке нового мультимедийного оборудования. Центральный музей музыкальной культуры Пять залов, каждый в своей цветовой гамме, представляют свыше 700 традиционных и профессиональных музыкальных инструментов. В экспозиции собраны инструменты народов России и стран Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. Зал № 1. Музыкальные инструменты народов Российской Федерации. Зал № 2. Музыкальные инструменты народов Европы. Зал № 3. Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Латинской Америки. Зал № 4. Музыкальные инструменты европейской профессиональной традиции. Инструменты симфонического и духового оркестров. Струнные клавишные инструменты. Зал № 5. Механические музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты первой половины XX века, электромузыкальные инструменты. В первом зале можно увидеть, например, уникальные гусли XIII–XIV вв., найденные во время археологических раскопок в древнем Новгороде. После воссоздания утраченных фрагментов (мастер Н. Л. Кривонос) находки заняли почетное место в экспозиции. Здесь же представлены копии восстановленных гуслей, сопелей и гудков, фрагменты которых также были обнаружены на раскопках. Сегодня своеобразным музыкальным символом России во всем мире принято считать балалайку. Однако это инструмент относительно новый, вошедший в российский музыкальный обиход лишь во второй половине XVII века. Значительную роль в развитии и популяризации инструмента сыграл виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев — организатор и руководитель первого в России оркестра русских народных инструментов. Центральный музей музыкальной культуры В музейной коллекции представлена балалайка, принадлежавшая Андрееву, а затем — талантливому ученику и солисту его оркестра Борису Сергеевичу Трояновскому. Этот инструмент был изготовлен в 1902 году специально для Андреева известным русским мастером Семеном Ивановичем Налимовым — современники называли его «балалаечным Страдивари». Со второй половины XVIII века в Россию «пришла» гитара. Самой популярной стала семиструнная гитара, названная «русской». Особого внимания в экспозиции заслуживают гитара работы неизвестного мастера, подаренная цыганской певицей Настей Поляковой Ф. И. Шаляпину; гитара мастера И. Я. Краснощекова, принадлежавшая Н. Н. Кручинину — когда-то это был инструмент Татьяны Дмитриевой, знаменитой «цыганки Тани», пение которой слушал А. С. Пушкин. Палитру музыкальной культуры многонациональной России представляют разнообразные струнные, духовые, ударные инструменты: марийские кюсле, удмуртские крезь и чипчирган, карельский кантеле, чувашский шыбр, башкирский курай, марийский кон-кон, адыгский шичапшин, дагестанская зурна, тувинский бызаанчы, алтайский топшур, коллекция шаманских бубнов народов Севера России и многие другие. Среди экспонатов второго зала — зала инструментов народов Европы — украинские и белорусские, молдавские и румынские, венгерские и шведские, эстонские и финские, латышские и литовские, польские и французские, итальянские и испанские инструменты. Цистры, мандолины, цитры и гитары представляют европейские инструменты XVIII-XIX веков, очень популярные у любителей музыки. Центральный музей музыкальной культуры Одна из витрин отдана старейшему собранию Музея — коллекции из 36 музыкальных инструментов народов Средней Азии и Казахстана. Она собрана Августом Федоровичем Эйхгорном, капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе в 1870–1883 годах. В третьем зале также можно увидеть маленький китайский губной орган шэн, существовавший, по мнению ученых, уже во втором тысячелетии до нашей эры; украшенный изысканной перламутровой инкрустацией вьетнамский монохорд дан бау и ирландскую арфу XIXв.; шотландскую волынку пиоб мхор и японский струнный инструмент кото, игре на котором обучались все девушки из аристократических семей; изысканную индийскую вину и африканские барабаны с мембранами из шкур животных. Четвертый зал посвящен профессиональным музыкальным инструментам европейской традиции. Здесь представлены миниатюрные карманные скрипки XVII века — пошетты, на которых играли во время уроков учителя танцев; «сладкозвучные» виолы; хрустальная и фарфоровая флейты; серпент, напоминающий очертаниями изогнутое тело змеи. Один из самых ценных экспонатов — спинет работы итальянского мастера М. Ядра, датируемый 1565 годом. Он принадлежал известной флорентийской семье Медичи, на его предклавиатурной доске расположены три медальона с изображением членов семьи. Украшение экспозиции — клавесин, изготовленный в 1766 году выдающимся английским мастером Буркатом Шуди. Центральный музей музыкальной культуры В этом же зале — драгоценные инструменты великих скрипичных мастеров. Отдельную витрину занимает скрипка мастера Антонио Страдивари, принадлежавшая скрипачу Давиду Ойстраху. Инструменты из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России представлены произведениями А. и Дж. Амати, Гварнери дель Джезу, Л. Гваданини. В так называемую «Серебряную коллекцию», представленную в этом же зале, входят духовые инструменты, которыми были награждены полки русской армии за подвиги во время сражений с войсками Наполеона: серебряные трубы, украшенные накладными Георгиевскими крестами и лентами с кистями. На трубах, принадлежавших Астраханскому кирасирскому полку, выгравирована надпись: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году»; на инструментах Первого лейб-гвардии драгунского полка — «За храбрость противу неприятеля при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 года». В последнем зале демонстрируются механические музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты начала XX века. Гордость экспозиции — первый электромузыкальный инструмент терменвокс, изобретенный советским физиком Львом Сергеевичем Терменом в 1920 году и с триумфом демонстрировавшийся в те годы в СССР и за рубежом. Показаны и другие уникальные отечественные электромузыкальные инструменты: экводин-11, фотоэлектронный синтезатор АНС. В зале представлены и современные инструменты из коллекции знаменитого барабанщика, композитора и шоумена Ришада Шафи, в том числе часть «гигантской барабанной установки». Современные мультимедийные средства помогут посетителям экспозиции узнать интересные факты из истории инструментов, услышать их звучание, увидеть их в руках музыкантов. Режим работы: понедельник — выходной; вторник — с 11:00 до 19:00; среда — с 11:00 до 19:00; четверг — с 12:00 до 21:00; пятница — с 12:00 до 21:00; суббота — с 11:00 до 19:00; воскресенье — с 11:00 до 18:00. Стоимость билетов: полный — 500 рублей; льготный — 400 рублей. Узнать подробности можно на официальном сайте: http://glinka.museum/tsentralnyy-muzey.php Фотографии места
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться назад
Комментарии (0)
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив