Babymetal дебютировали в Москве - «Новости музыки»
Японская группа Babymetal дала концерт в столичном клубе Adrenaline Stadium в рамках европейской части Metal Galaxy World Tour — гастрольного турне в поддержку прошлогоднего альбома «Metal Galaxy». Борис Барабанов отправился на концерт типичных идолов японской популярной музыки и неожиданно обнаружил на нем вполне взрослых и сознательных российских рок-фанатов.
Идол в системе координат японского и корейского шоу-бизнеса — участник или участница бойз- или герлз-бэнда, артист, выращенный, как в пробирке, в системе продюсерских центров и часто не имеющий ярких индивидуальных черт. В отличие от англосаксонского шоу-бизнеса, где девочки-поклонницы выбирают себе в кумиры одного из участников каких-нибудь One Direction или Brockhampton, в Японии отличия персонажей тинейджерских поп-проектов чисто формальные.
Несмотря на то что в названии группы присутствует слово «metal», внешне это «кавай-группа», состоящая из похожих друг на друга девочек. В музыкальной основе — типичный j-pop, то есть подростковый поп, созданный по американским лекалам 15–20-летней давности. Темы песен абсолютно невинны. Однако в аранжировках в точно отмеренных дозах присутствуют агрессивные гитарные риффы и соло, а ударная установка с двумя бас-бочками регулярно обрушивает на слушателя скоростные барабанные раскаты. Это парадоксальное сочетание является своего рода ноу-хау Babymetal. Именно им приписывают создание «кавайного метала».
Изначально Babymetal были частью другого идол-проекта — Sakura Gakuin. На данный момент в его состав входят 12 девочек, изображающих жизнь в частной школе, и Babymetal появились фактически как кружок по интересам в этой «школе». В нем изучали heavy metal, в то время как в других «юнитах» занимались теннисом, рестлингом или кулинарией. В итоге Babymetal выросли в самостоятельную единицу и стали одной из главных статей японского музыкального экспорта.
Московское шоу началось точно по расписанию и продлилось час с небольшим. При этом программа, как и в Санкт-Петербурге днем раньше, состояла из 12 произведений. Как и везде в нынешнем туре, японские девочки сыграли в Adrenaline Stadium семь песен с альбома «Metal Galaxy» и пять с двух других пластинок. Продюсеры Babymetal позаботились о том, чтобы сет-лист все же варьировался от города к городу. Но вот видеосопровождение и хореография остаются неизменными.
В нынешнем составе вокалисток Babymetal на московскую сцену вышла центральная певица группы Судзука Накамото, ее псевдоним в группе — Су-Метал. Рядом с ней работала Моа-Метал. Имя третьей солистки не так принципиально: певицы, исполняющие партии покинувшей коллектив Юи-Метал, постоянно ротируются. Это одна из множества уникальных, шокирующих европейского рок-фаната черт, свойственных шоу-бизнесу Японии. Привычное для нас представление о рок-группе и ее концерте состоит в том, что это некое индивидуальное высказывание, история об опыте конкретных людей. Соответственно, участник группы самовыражается в пении или же исполняет аккомпанирующие партии. Рок — это нечто объединяющее и требующее сопереживания.
В случае с Babymetal это ровно такое же шоу, как у поп-групп с синхронными танцами, просто в тылу у солисток работает аккомпанирующая машина — полноценный рок-бэнд. Стоит ли говорить, что к созданию мелодий и текстов участницы ансамбля никакого отношения не имеют. Кстати, поют они про котиков и шоколад и только иногда про карате и школьную травлю.
И тем не менее, спрос на Babymetal огромен. Они ездят на гастроли с Metallica и Guns N`Roses, занимают первые места в чартах, а в прошлом году стали первой группой своего жанра, выступившей на главной сцене фестиваля в Гластонбери.
Несмотря на всю наивность этого микса сладкого попа, EDM, трэш-метала и альтернативы, Babymetal все же удалось зацепить рок-аудиторию старой школы. Логично было ожидать на концерте в Москве девочек в клетчатых юбочках, но в зале было достаточно и вполне взрослых меломанов. Они явно оценивали не только внешние данные «лолит», но и игру сопровождающего ансамбля. Самый большой спрос был на треки, в которых использованы ярмарочные, чуть ли не славянские мотивы. Когда зазвучала песня «Oh! Majinai», а на экранах появился певец шведско-чешского происхождения Йоаким Броден из группы Sabaton, фанаты в танцпартере завели настоящий хоровод. Другим абсолютным фаворитом наших соотечественников оказалась песня «Pa Pa Ya!!» — боевик, который при желании несложно представить себе в исполнении группы Little Big. Похоже, русские и японцы с разных сторон и разными способами пришли к некоей универсальной форме поп-музыки, которая отличается практически только долей гитар в аранжировках.