Программа «Разные люди – новый музей» - «Образование»
С 10 июня по 15 августа в Политехническом музее пройдет новый сезон программы «Разные люди — новый музей»: цикл дискуссий, лекций и воркшопов посвящен исследованию темы инклюзии в современном музее науки.
Программа «Разные люди – новый музей»Публичная программа разделена на тематические блоки, основные из которых — «Инструменты инклюзии» и «Вовлечение». Блок «Инструменты инклюзии» включает в себя разговорные форматы и ставит своей задачей выяснить, какой может быть инклюзия в музее науки.
Так сотрудники Политеха обсудят с учеными, исследователями и людьми с инвалидностью, как научное знание становится доступным и что необходимо современному научному музею для вовлечения самых разных посетителей.
Серия лекций и дискуссий «Универсальный дизайн в образовании» станет платформой не только для обсуждения актуальных мировых и российских практик в сфере инклюзивного образования, но и материалом для разработки будущих музейных программ.
Блок «Вовлечение» стартует с запуска первой группы поддержки для сотрудников культурных институций, столкнувшихся с выгоранием, потому что в понимании Политеха музей — это агент социальных изменений, пространство принятия и профессиональной солидарности. Свои истории в формате «Живой библиотеки» продолжат рассказывать люди разных возрастов, профессий и социальных опытов.
Программа «Разные люди – новый музей»В рамках блока «Вовлечение» на сайте проекта также появится форма для НКО и активистов, которые смогут предложить для реализации свои идеи по теме «Инклюзия в музее науки». Планируется, что некоторые из предложенных идей смогут быть реализованы на базе музея в 2021 году.
К открытию нового исторического здания Политех разрабатывает инклюзивную программу «Разные люди — новый музей», одна из задач которой — непосредственное включение людей с инвалидностью в диалог с музеями и культурными институциями.
В 2019 году в рамках программы был создан Совет по доступности при Политехническом музее — первое в России инклюзивное музейное сообщество, членами которого стали люди с разными формами инвалидности, активисты и представители НКО.
Совет по доступности участвует в создании музейных программ, доступной среды и сервисов. Таким образом Политехнический музей реализует в жизнь концепцию «Ничего для нас без нас». Первый сезон программы был реализован при поддержке Фонда Президентских грантов Российской федерации.
Программа «Разные люди – новый музей»Программа:
- 18 июня, 19:00 — Зачем музею сообщество? Региональные опыты
Актуальные практики музейной инклюзии и вовлечения предполагают совместное проектирование инициатив с самыми разными посетителями. Как региональным музеям и культурным институциям удается выстроить свое сообщество и из кого оно состоит? Какое место в этих сообществах занимают люди с инвалидностью и с какими основными трудностями приходиться сталкиваться при организации сообществ внутри культурных институций?
- 30 июня, 19:00 — Что такое универсальный дизайн в образовании?
В начале 1990-х Дэвид Х. Роуз, специалист Центра прикладных специальных технологий (CAST), описал принципы концепции Универсального дизайна для обучения (Universal Design for Learning) — образовательного инструмента, который учитывает разнообразные образовательные потребности всех учеников. Эти принципы предлагают искать разные способы представления информации и вовлечения в образовательный процесс.
В рамках лекции выясним, как принципы «универсального дизайна» стали применяться в создании доступной образовательной среды и легли в основу разработки технологии, учитывающей потребности каждого ученика.
- 2 июля, 15:00 — Как региональные музеи создают доступную среду?
Государственная программа «Доступная среда» определяет план мер, которые необходимо принять российским музеям по обеспечению полноценного доступа людей с инвалидностью к культурным объектам и услугам.
Однако, как показывает практика, институциям не хватает финансирования, и они вынуждены искать оптимальные решения в условиях дефицита кадров и ресурсов. Как региональным музеям и культурным институциям удается создавать доступную среду? Обсуждаем опыт музеев из разных городов России.
- 7 июля, 19:00 — Как наука открывалась обществу
Наука, как и любой социальный институт, не существует неизменно. От предмета аристократического любопытства и эзотерических занятий она превратилась в часть публичной сферы, постоянно ведущей диалог с обществом.
Как менялись наука и научное знание с точки зрения открытости и социальности? Сотрудники научного, образовательного департаментов и департамента по работе с посетителями Политеха обсуждают с участниками Совета по доступности и профессором департамента социологии ВШЭ — Санкт-Петербург Даниилом Александровым.
Программа «Разные люди – новый музей»- 8 июля, 19:00 — Презентация результатов работы группы поддержки для сотрудников культурных институций
В июне совместно с психологами Политех запустил группу поддержки для сотрудников институций культуры, столкнувшихся с выгоранием. На встрече участники группы расскажут о своем опыте взаимодействия и представят специальные помогающие памятки по работе с выгоранием, созданные на группе.
- 9 июля, 19:00 — Инклюзия в детских музеях
Как зарубежные детские музеи работают с темой инклюзии и какие практики могут быть применимы для российских культурных институций? Менеджер по посетительскому опыту Политеха Валентина Лагузинская обсуждает с сотрудниками зарубежных детских музеев их успешные кейсы в реализации инклюзивных подходов.
- 14 июля, 19:00 — Универсальный дизайн в образовании: мировой опыт
Как разрабатывать образовательные программы так, чтобы они учитывали индивидуальные потребности каждого ученика? Обсуждаем со специалистами по педагогическому дизайну (instructional design), какими инструментами они пользуются для разработки занятий и учебных материалов для людей с особыми потребностями.
- 15 июля, 19:00 — Гражданская наука: для кого и зачем?
Кто в России занимается гражданской наукой и что такое научная коммуникация? Как люди в России могут вносить свой вклад в современные научные исследования и доступно ли это людям с разной формой инвалидности?
Сотрудники научного, образовательного департаментов и департамента по работе с посетителями Политеха обсуждают с участниками Совета по доступности и президентом Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки Александрой Борисовой.
- 23 июля, 19:00 — Инклюзия в детских музеях
Как зарубежные детские музеи работают с темой инклюзии и какие практики могут быть применимы для российских культурных институций? Менеджер по посетительскому опыту Политеха Валентина Лагузинская обсуждает с сотрудниками зарубежных детских музеев их успешные кейсы в реализации инклюзивных подходов.
- 29 июля, 19:00 — Можно ли сделать науку доступной?
Возможно ли внедрить в науку инклюзию? Что включает в себя понятие доступности, когда мы говорим о научном знании и людях с разной формой инвалидности? Что такое открытая наука? Сотрудники научного, образовательного департаментов и департамента по работе с посетителями Политеха обсуждают с участниками Совета по доступности и директором Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ Андреем Кожановым.
- 4 августа, 19:00 — Инклюзивное образование в России: опыт родителей
Как устроено инклюзивное образование в России глазами родителей? С какими основными трудностями приходиться сталкиваться в инклюзивном образовательном процессе и в каком направлении стоит улучшать систему? Своими опытами поделятся семьи, имеющие опыты инклюзивного обучения.
- 15 августа, 15:00 — Живая библиотека: разные люди — разные истории
Люди с инвалидностью и ментальными особенностями, люди с мигрантским опытом и опытом бездомности рассказывают истории и своей жизни и делятся опытом переживания неожиданных, смешных, нелепых и травмирующих ситуаций.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://raznielyudi.polytech.one/