Выставка «Космос наш!» - «Праздники»
С 8 апреля по 30 мая 2021 года в галерее ARTSTORY пройдет выставочный проект «Космос наш!», исследующий космическую тему в работах художников XXI века. Выставка проводится в год важнейшего юбилея — 60-летия первого полета человека в космос.
Алексей Бегак. «Гагарин».Коллаж. Газеты за 13.04.1961Мультидисциплинарный проект, решающий задачу отражения космической повестки в современном искусстве, уже имеет определенную историю. Впервые выставка, показывающая, насколько такая тематика вообще интересна российским художникам, представителям как актуального, так и традиционного направлений, состоялась в Московском музее современного искусства в 2014 году. Далее она совершила путешествие по нескольким регионам России; при этом каждый раз корпус представленных работ существенно менялся.
Участники новой экспозиции — 40 художников из Москвы и разных городов России: Алексей Азаров, Алексей Алпатов, Мария Арендт, Наташа Арендт, Алексей Бегак, Константин Батынков, Дима Вирже (Омск), Алина Белоусова (Саратов), Ринат Волигамси (Уфа), Андрей Гросицкий, Александр Дашевский (Санкт-Петербург), Александр Кабин (Ярославль), Алена Калянова, Сергей Катран, Вячеслав Колейчук, Таисия Короткова, Максим Ксута, Кирилл Кто, Анастасия Кузнецова-Руф, Олег Кулик, Василиса Липатова, Владимир Любаров, Дмитрий Ляшенко, Владимир Марин (Калуга), Владимир Мигачев (Краснодар), Настя Миро, Михаил Молочников, Дамир Муратов (Омск), Аркадий Насонов, Георгий Острецов, Вова Перкин, Иван Плющ (Санкт-Петербург), Кирилл Рубцов, Федор Савинцев, Мария Сафронова, Ольга Солдатова, Василий Слонов (Красноярск), Юрий Татьянин (Липецк), Сергей Чернов, Дмитрий Шорин (Санкт-Петербург), Сергей Шутов, Наташа Юдина (Томск).
Авторы создали уникальные произведения, объединенные одной темой: космос и его восприятие в современном обществе. Многие из них были задуманы и исполнены специально для этого проекта. Работы различны не только по техническому воплощению (в экспозицию вошли объекты, масляная и темперная живопись, фотография, скульптура, биохолсты и 3D-печать, реди-мейд, пирография, шамот и стекло, вышивка и вязание, панно с использованием микросхем и радиодеталей); но и по стилевому решению (от гиперреализма до наива, от пост-поп-арта до концептуализма); а также по смысловому наполнению. Все это — художественные интерпретации, демонстрирующие отношение современных авторов к полетам, небу, ракетам, космонавтам, спутникам, знаменитым ученым и конструкторам.
Таисия Короткова. Костюм космонавта Леонова. 2018. Темпера, левкас, доска. 30x40Перед нами предстают как отображения реальных лиц, событий и фактов в области освоения космоса, так и философские и фантастические произведения на тему Вселенной и человека в ней. Сегодня и полеты за пределы земной атмосферы стали почти обыденными, и даже космический туризм уже не является фантастикой, люди всерьез продают участки лунной поверхности и думают о предстоящей колонизации Марса; а художники смотрят в космические дали, в «бесконечность и выше», и пророчески пишут основы новой космической психологии.
Особенностью нынешнего выставочного проекта явилось большое внимание со стороны художников к личности первого космонавта Юрия Гагарина. 60 лет прошло с момента первого полета человека в космос, но интерес к узнаваемому и понятному изображению главного героя отечественной космической истории не иссяк. К примеру, Наташа Юдина выполнила портрет «Гагарина» в своем фирменном стиле — связала на гигантских спицах. Алексей Бегак создал портрет Юрия Гагарина в технике коллажа, использовав вырезки газет за 13 апреля 1961 года. Тем самым автор обращает зрителя к актуальной для современного искусства теме памяти.
Подобно воспоминанию, лицо космонавта складывается из обрывков, осколков информации. Ту же тему, по сути, затрагивает Алина Белоусова (Digitalina): она складывает образ героя из фрагментов печатных плат, микросхем, винтов и радиодеталей — материалов более чем актуальных, когда речь идет о технической и космической проблематике. Память в данном случае обретает более вещественное выражение, образ воспринимается чуть более объективным. К теме памяти обращается и Дмитрий Шагин. Его работа «Лайка, Терешкова и Леонов» — своего рода оммаж массовой культуре: образы определенно напоминают почтовые марки, столь широко распространенные во второй половине ХХ века.
Дмитрий Ляшенко. День Луны. 2017. Холст, темпера..jpgПространство вымышленного музея, объединяющего все технологические и научные достижения человечества, в котором предметы расположены вне зависимости от своей функции или какой-либо логики, можно увидеть в работе Таисии Коротковой. Ракета — модель космического корабля, выполненная по рисункам Константина Циолковского, которая находится в музее космонавтики в Калуге. На переднем плане изображен столик с метеоритом. В глубине — красный обломок космического аппарата из музея космонавтики в Москве, и кубическая деталь ускорительной установки из неназванного НИИ.
Преодолению разобщенности поколений и теории философа-космиста Николая Федорова посвящен проект «Открытое пространство» Марии Арендт. Это виртуальное послание четырех поколений художников семьи Арендт-Айзенштадт во Вселенную. Сообщение, которое отправляется в космос на вышитой ракете, синтезировано из произведений искусства предшествующих поколений и их потомков.
Мария Сафронова и Настя Миро в своих изображениях представляют условный «репортаж» о жизни космонавтов, рассматривают фрагменты их трудовой повседневности. Миро посвящает работы людям, которые работали над значимыми космическими программами — такими как, например, лунная миссия «Аполлон». Однако в данном случае для автора очень важно ощутить причастность к опыту героев своих картин, поэтому со многими из них Настя встречалась лично. Для Сафроновой также ценно личное переживание при работе над сюжетами.
Наташа Юдина. Гагарин. 2015. Вязание, дерево.Мария пишет: «На создание серии „Вахта“ меня вдохновили космические снимки и современные фильмы о космосе. Эти образы мне близки с детства: во времена СССР мои родители работали в космической промышленности и участвовали в проектировании орбитального корабля „Буран“. Во время работы над картинами я читала дневники реальных космонавтов: об их быте, размышлениях, ощущениях». Такой подход художника создает своеобразный «эффект подглядывания», а иногда даже соучастия. Как это происходит с героями полотен Дмитрия Ляшенко, для которых лунные пейзажи стали практически обыденностью, а созерцание Земли через стекло скафандра — рутиной. Сами персонажи превратились в давно знакомые собирательные образы, мемы.
Дмитрий Запылихин вписывает космическую тему в контекст популярной культуры — его рисунки напоминают скорее рекламные объявления. Это помогает сделать работы более «народными», понятными, вплести тему покорения космоса в повседневность. А Василий Слонов использует реди-мейд объекты в стилистике пост-поп-арта, преобразуя предмет женского белья в «Пояс Ойкумены». Подобным образом поступает и Владимир Марин, в руках которого обычный чайник превращается в «Полярную звезду».
Есть также авторы, создающие собственные герметичные вселенные, но неожиданным образом транслирующие через них идею связи. К ним относится Алена Калянова с ее «Ловцами сигналов» — причудливо вытянутыми объектами, воссоздающими микропространство глубокой медитации, сеанс обмена информацией между внутренним и внешним космосом. Здесь же стоит упомянуть о матрицах Сергея Катрана, выполненных из заготовок для близкой нам всем русской матрешки, но при этом представляющих собой сложную систему кодировки. Еще одна работа Катрана — продолжение знаменитой американской миссии NASA. Художник готовит визуальную часть для новой межгалактической миссии «Вояджер-3». Работы выполнены из бересты, так как этот материал прошел испытания и показал свою прочность и долговечность в условиях, близких к экстремальным.
Дмитрий Запылихин. Покупай квартиры на Марсе.2021Михаил Молочников с его «Архитектонами», следуя по пути Казимира Малевича, создает архитектурные вариации на тему будущего — именно с этой практикой многие ассоциируют понятие «космос» даже в наше время. Это красочные, созданные из правильных геометрических фигур столбы, которые одновременно напоминают объекты живой природы и намекают на технологическое совершенство.
Наконец, «Облако», сделанное с помощью ручной 3D-печати и пластика, — это космос, к которому, по замыслу Василисы Липатовой, можно прикоснуться; туманности и облака, которые можно буквально потрогать; но, с другой стороны, это придуманные объекты некой параллельной вселенной, где жизнь идет по своим правилам, а пространство материализуется в объекты — по своим.
Кураторская группа: Дмитрий Буткевич, Валерия Галлай, Люсинэ Петросян.
Работы предоставили авторы; галереи 11.12, Fine Art, NK Gallery, ARTSTORY, а также коллекционеры Любовь Агафонова и Денис Химиляйне.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.art-story.com