«Королева игрушечного фортепиано» Маргарет Ленг Тан стала звездой фестиваля Re:Formers - «Новости Музыки»
Артистка из Сингапура получила докторскую степень в крупнейшем американском гуманитарном вузе
В Москве звездой международного фестиваля актуальной классики Re:Formers, который в этом году соединил на своих площадках музыку с другими формами искусств — литературой, живописью, — стала пианистка Маргарет Ленг Тан. Ее называют «королевой игрушечного фортепиано»: пьесы известных композиторов она исполняет и на нем, а не только на рояле, причем изящно и профессионально. Кроме того, Маргарет стала первой женщиной-музыкантом, получившей докторскую степень в Школе исполнительского искусства Джулиард — крупнейшем американском гуманитарном вузе.
Артистка из Сингапура считается сегодня одной из самых известных исполнительниц экспериментальной музыки. Всемирная популярность пришла к ней за собственные интерпретации произведений композитора, поэта, философа и художника Джона Кейджа, который по счастливому стечению обстоятельств стал ее ментором и оставался им на протяжении 11 лет до своей смерти. Вдохновился манерой игры Тан и другой композитор-авангардист, который экспериментировал с техническими возможностями «расширения» музыки, инструментальным театром, — Джордж Крам. Последний сочинил для нее целый цикл фортепианных пьес «Метаморфозы». В 1997 году ее видеозапись «Искусство игры на игрушечном фортепиано» произвела революцию: игрушка превратилась в полноценный музыкальный инструмент, на котором начали учиться исполнять серьезные произведения и другие музыканты.
«МК» удалось немного изучить творческую кухню Маргарет изнутри, на закрытой репетиции перед фестивалем. Когда в зал внесли коробку с игрушечным фортепиано, она бережно, как ребенка, достала инструмент, аккуратно подстроила его и, удобно устроившись на небольшом детском стульчике, стала играть. Параллельно через подключенную к нему музыкальную шкатулку с перфоратором создавалась необычная партитура. Маргарет крутила ручку, и из шкатулки выходила бумажная лента, на которой ноты проявлялись в форме отверстий: в режиме реального времени родилось еще одно произведение искусства. После репетиции пианистка рассказала о том, как ей удалось найти свой особенный путь.
— Я начала играть на фортепиано в 6 лет, и мне было скучно: не хватало развития образного мышления в процессе обучения, но меня это не остановило. Лет в 10 уже стало по-настоящему интересно, я стала сначала рисовать какие-то картины в своем воображении, когда играла, пробовать играть не так, «как правильно». Но эксперименты с полицейским гудком, другими предметами, которые я стала использовать в качестве инструментов, начались значительно позже — после того, как я окончила Джулиард. В 1981 я познакомилась с Джоном Кейджем, и все перевернулось. Он открыл очень много дверей и для меня, и внутри меня самой — интерес к миру авангарда, к тем музыкальным приключениям, в которые ты можешь нырять. Джон не просто помог освободить мое воображение: он очень повлиял на мое мировоззрение в целом, отношение к жизни.
Музыка — живой организм, который постоянно эволюционирует. У нас есть наследие, но и сегодня появляются талантливые композиторы, которые сочиняют по-новому, находят другие формы самовыражения. Важно принимать это, быть открытым, а не ограничивать себя какими-то рамками. Я знакомлю людей с миром серьезной музыки через игрушки — в прямом смысле слова. Это мой способ заинтересовать, привлечь внимание и помочь им глубже погрузиться в серьезное творчество.
Смотрите видео по теме:
««Королева игрушечного фортепиано» выступила в Москве: видео»
02:46
Заголовок в газете: Муза Джона Кейджа играет в игрушки
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28152 от 16 декабря 2019