Нина Шацкая дарит счастье - «Новости Музыки»
И готовит спектакль на музыку Пьяццоллы
Триумфальным можно назвать концерт Нины Шацкой «Песни счастья», который певица дала в среду вечером в Международном доме музыки.
Сделать столь смелое утверждение можно не только потому, что в зале был аншлаг, и зрители не поскупились ни на цветы, ни на аплодисменты, а в финале Нину несколько раз вызывали на бис, но и вспомнив, какой жанр продвигает исполнительница. Щацкая работает в стиле романса — это не эстрадные песни, привлекающие широкую аудиторию, и не остро интересный для молодежи рэп. Романсы собирают публику изысканную, разбирающуюся в музыке, требовательную к стихам и, конечно, особое внимание уделяющую исполнению. Тем более, часть программы — романсы популярные, которые пели многие звезды сцены. И то, что Шацкая блестяще справилась с непростой задачей, говорит как раз о высочайшем мастерстве певицы.
Впрочем, Нина разнообразила вечер, показав зрителям очень интересные джазовые импровизации, а некоторые произведения, например, «Смятение» — песня Тухманова на стихи Ахматовой из концептуального альбома «По волне моей памяти» — звучали как самый настоящий акустический рок. Такой эффект им придавал голос Шацкой, который при очень хорошем диапазоне особенно выразительно звучит на нижних регистрах.
Надо отдать должное и музыкантам, которые работают с певицей: ее «Смятение» прекрасно аранжировано в современных музыкальных реалиях. «Я вся состою из Ахматовой, — признавалась публике Нина, — когда-то в раннем детстве, в моем маленьком Рыбинске, услышала этот знаменитый альбом, и «Смятение» меня просто потрясла. Тогда я даже не знала, что написана она на стихи великой Ахматовой. Но петь ее так, как это звучало 50 лет назад, было бы неправильно, и мои музыканты одели известную музыку в новые одежды». Про музыкантов Нины Шацкой можно сказать: все они — и Дмитрий Селипанов (рояль), и Игорь Иванушкин (контрабас), и Александр Ботвинкин (перкуссия) — большие профессионалы.
Вообще песни на стихи Ахматовой и Цветаевой занимают в творчестве Нины Шацкой значительную часть и являются прекрасными образцами искусства. Правда, большая часть из них исполняется певицей в сопровождении симфонических оркестров, поэтому в Доме музыки они прозвучали не все. Зато все прозвучавшие — «Колдунья» Златы Раздолиной, «Я расскажу тебе про великий обман» Дмитрия Селипанова — вызвали настоящие овации в зале. Не каждый может исполнять песни на стихи двух великих поэтесс: для этого надо иметь собственную глубину и чувствовать настоящую поэзию буквально кожей. Но Шацкой это удается выше меры. Слушая Нину, публика верит: певица прочувствовала и пережила каждое спетое ей слово.
Она озвучила и свою мечту, которая, впрочем, уже близка к исполнению. На свой день рождения, 22 апреля 2020 года, Нина планирует показать зрителям спектакль, который она готовит на музыку Пьяццоллы, — он будет называться «Затерянные птицы». Над этой постановкой Шацкая и ее музыканты работают уже три года. Певица рассказала, что за это время она — сама страстная путешественница, причем по диким, первозданным местам, — добралась до Боливии, что неподалеку от Колумбии, где родился, вырос и стал для соотечественников поистине «богом» Габриэль Гарсиа Маркес. «Но латинский дух Боливии и Колумбии — он схож, — рассказывала Нина, — до Колумбии я еще только собираюсь добраться».
Фото: facebook.com / nshatskaya
Маркес — автор ее любимого произведения «Любовь во время чумы». «Я влюбилась в музыку аргентинца Пьяццоллы, она долго оставалась непонятной для земляков, так как была гораздо глубже музыки танцевального танго. Он же превратил эту музыку в драму, которую можно сегодня театрализовать. Пьяццолла создал порядка 30 баллад, вырывающих душу людей, у которых ничего нет, кроме любви и танго. Мы используем их для нашего спектакля. Мне пришла в голову мысль объединить этих двух людей», — закончила рассказ Нина, пригласив присутствующих на премьеру.
К слову, во время своих путешествий по экзотическим местам певица и черпает силу для творчества. «Недавно я впервые увидела пустыню, а меня очень притягивают такие места. Там, где много песка, бывает совершенно удивительный звук, и ты остаешься одна и потому слышишь себя. И это очень важно — осознание того, что тебе есть что услышать».
Несколько раз за вечер Шацкая вспоминала отца. «Папа пел изумительно, у него был огромный тенор, мой низкий голос похож на его высокий. С детства я вела блокнотик песен, которые мечтала спеть. Это были классические хиты советского времени. Но не решалась, потому что была уверена в том, что первые исполнители спели их исчерпывающе. И если бы не проект «Романтика романса», я бы не взялась за песни Марка Минкова, хотя еще при его жизни мы вели диалог о сотрудничестве».
Нина просто скромничает. Мало кто еще смог бы исполнить «Не отрекаются любя» так, чтобы ни одной интонацией не вызвать ассоциации с Пугачевой. И вообще сегодня, когда песни великих композиторов забываются с устрашающей скоростью, вытесненные плохоньким новоделом, надо благодарить артистов с сильными голосами и глубокой внутренней сутью, в числе которых и Нина Шацкая, за то, что они дают им новое рождение.
Вспомнила Нина про первое выступление: «Оно прошло в Кремлевском Дворце съездов — тогда он так назывался; мне было 17 лет, папа привез меня на Бал молодежи, где я стала королевой, об этом написали в «МК»». Вообще за время своего концерта, который правильнее было бы назвать музыкальным спектаклем, она много импровизировала. «Я меняю программу на ваших глазах», — признавалась Нина публике, с которой общалась очень доверительно. Прозвучали в концерте и премьерная песня «Первая любовь» Аркадия Экслера с проникновенными словами: «Ты сказал мне «прости» и ушел в темноту небытия, лишь остались следы на песке ждать другого дождя…» — и всеми любимые хиты из области романса: «Только раз бывает в жизни встреча», «Гори-гори, моя звезда», «По дороге в Загорск», «Ехали на тройке с бубенцами» и другие.
Нина рассказала публике, что на ТК «Культура» сняли ее сольную программу — любимую «Романтику романса». «Этого ждешь как манны небесной, — призналась она, — потому что жанр у меня — камерный, я выступаю с концертами в небольших залах по всей стране и вижу в этом свое предназначение». Последнее признание певицы утонуло в аплодисментах, потому что все знают, как мало достойных артистов добираются до российских окраин.
Зал был полон. «Сегодня среди моих гостей в зале — главный дирижер Центрального концертного оркестра полиции России, заслуженный артист России Феликс Арановский (он присутствовал в зале со своей супругой Людмилой, в доме этих людей Нина частый гость. — Авт.), и моя мама, причем я даже не знаю, где именно она сидит, но, наверное, с краю, чтобы можно было в случае чего метнуться и уладить какую-то ситуацию, и мой любимый муж». Она призвала всех любить родителей и спела в память об отце «Как молоды мы были…»
В финале зрители аплодировали исполнительнице стоя. Певица начала концерт с песни «Так хочется остаться на губах твоих» — и осталась на губах всех своих зрителей в виде криков «браво!» и самой искренней похвалы.
«Счастье — мое сегодняшнее состояние, — объяснила Нина название концерта, — поэтому даже лирические песни будут сегодня песнями счастья». Они и были. И донесли это счастье до сердец всех людей, сидящих в зале.
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28138 от 29 ноября 2019