В Кремле засияли балетные звезды - «Новости Театра»
В Москве прошел VIII Международный фестиваль балета
Международный фестиваль балета прошел в Кремлевском дворце уже в восьмой раз. В этом году в нем приняли участие артисты из Италии, Франции, Великобритании, Кубы, Германии, Австрии, Нидерландов и России. Было на этот раз в ходе фестиваля введено и новшество — в конце каждого спектакля в качестве своеобразного приза худрук и главный балетмейстер Кремлевского балета Андрей Петров вручал приехавшим зарубежным гостям именные бронзовые статуэтки, изображавшие балетную пару.
Янела Пиньера и Луисс Валле в балете "Дон Кихот". Фото предоставлено пресс-службой Кремлевского дворца
Фестиваль этот не только один из крупнейших из тех, что проходят в Москве, в столице он еще единственный в своем формате. В репертуарных спектаклях театра в главных партиях продюсер фестиваля Айдар Шайдуллин пригласил в том числе и таких артистов, которых московские балетоманы увидели впервые: Мартина Ардуино и Марко Агостино из Ла Скала, прима-балерина Австралийского Квинслендского театра балета Янела Пиньера и Луисс Давид Валле Понсе из Оперы Ниццы (Франция), прима-балерина Венского государственного балета Наташа Маир. А открывать новые имена — что может быть увлекательней?
Хотя на фесте в этом году особенно много было работающих по всему миру латиноамериканцев (бразильцев, мексиканцев), главным открытием стали кубинцы. Собственно, в том, что кубинская балетная школа, основанная в 60-е годы советскими педагогами, очень сильная, никакого открытия нет. Кубинцы, особенно мужчины, часто выигрывают на балетных конкурсах призовые места и остаются работать в лучших западных компаниях. Открытием на фестивали были новые имена, о которых мы прежде ничего не слышали.
Великолепная отточенная техника Янелы Пиньеры, работающей сейчас в Австралии, и буйство энергии и трюков Луисса Валле из Ниццы создали в Кремлевском «Дон Кихоте» невероятно праздничную атмосферу. В балерине восхищало все: апломб, вихревые вращения, а исполняя двойные и даже тройные фуэте, балерина уложила зал Кремлевского дворца на обе лопатки. До предела наэлектризовал публику и ее партнер: зашкаливающее мастерство этого артиста делали его выступление незабываемым. Покоряющие пространство огромной кремлевской сцены зависающие прыжки, впечатляющие позировки — особенно эффектно кубинец делал разножки, раскрывая ноги в шпагате прямо в воздухе. Этим броским элементом Луисс Валле оснастил свое выступление особенно обильно. Жаль только, что дирижер Денис Кирпанев безбожно загнал парню темпы и этим смазал впечатление от его феерического выступления.
Мартина Ардуино и Марко Агостино в балете "Баядерка". Фото предоставлено пресс-службой Кремлевского дворца
Впервые увидела московская публика и итальянскую пару. Партнеры по сцене и в жизни еще совсем молодая, но уже довольно известная 23-летняя Мартина Ардуино и 31-летний Марко Агостино, открывшие кремлевский фестиваль «Баядеркой», задали ему высокую планку и показали приличный класс исполнения.
Сюрпризом стала и Наташа Маир. На фестиваль Айдар Шайдуллин пригласили ее не случайно. Австрийская балерина до Москвы уже успела «нашуметь» среди балетоманов в Санкт-Петербурге, выступив в балете «Коппелия». Поэтому, доверяя ей закрыть фестиваль балетом «Лебединое озеро», продюсер ожидал увидеть необычный спектакль и ожидания эти сполна подтвердились. Наташа была нежной и трепетной Одеттой, преображаясь в III акте спектакля в сцене бала, удачно выстроила образ коварной Одиллии и наполнила музыку Чайковского психологией чувств и богатой образностью.
Танцевавший с ней в паре премьер Английского национального балета, лауреат «балетного «Оскара» (приза Benois de la danse прошлого года) мексиканский танцовщик Исаак Эрнандес — еще один сюрприз фестиваля в этом году. Только этим летом мексиканец сразил московских балетоманов своим исполнением партии Альбрехта в модерновой «Жизели» Акрама Хана на Чеховском фестивале. На фестивале же в Кремле он показал свое мастерство еще и как классический танцовщик, исполнив партию Зигфрида в старомосковской редакции «Лебединого озера», последний акт в которой отредактирован, в свою очередь, худруком театра Андреем Петровым.
Наташа Маир и Исаак Эрнандес в балете "Лебединое озеро". Фото предоставлено пресс-службой Кремлевского дворца
Эрнандес предстал перед публикой во всем блеске своих возможностей и наградил своего Зигфрида собственной индивидуальностью, не мало украсив таким образом кремлевскую версию классического балета. В вариациях он проявил себя как виртуоз экстра-класса, а в дуэте был внимательным и надежным партнером. А кроме всего прочего героически довел спектакль до конца, несмотря на полученную в IV акте травму.
Прима Баварского государственного балета Лауретта Саммерскалес, запомнившаяся зрителю по своему выступлению на фестивале в прошлом году в трагической партии Эсмеральды, выучила на этот раз еще одну незнакомую ей партию кремлевского репертуара — Мари из балета «Щелкунчик» (в Кремле балет на музыку Чайковского также идет в редакции Андрея Петрова). А в партии Принца-Щелкунчика Лауретту должен был поддержать ее муж — известный кубинский танцовщик Йона Акоста, родной племянник одного из самых легендарных танцовщиков мира Карлоса Акосты. В прошлом году балет «Эсмеральда», в котором выступала его жена, он смотрел из зрительного зала и по окончании сообщил мне, что надеется приехать на фестиваль в следующем году, чтобы станцевать с Лауреттой вместе. Не случилось — прямо накануне фестиваля Йона получил травму и вместо него танцевать партию Принца, а еще совмещенного с этим образом в кремлевской редакции крестного Мари Дроссельмейера в Москву приехал его коллега ведущий солист Баварского балета Денис Виейра.
Сама Саммерскалес была чудо как хороша: легко вращалась, прыгала, была искренна и вдохновенна во всех игровых эпизодах, чего не скажешь про ее партнера. Замена, надо сказать, получилась не совсем равноценная. Объявленный записным красавцем (в биографии танцовщика заявлено, что по версии издания «We Love Dance» он наряду с Роберто Болле входит в ТОП-17 самых красивых танцовщиков мира) работающий в Баварии 27-летний бразильский танцовщик несколько разочаровал. Возможно, сказалось то обстоятельство, что он срочно вводился в партию и выучил незнакомую ему хореографию всего за одну репетицию. И по красоте линий, и по техническому совершенству он уступал, например, новоиспеченному ведущему солисту Кремлевского балета Анатолию Соя, который, исполняя в этом спектакле партию Снежного вихря, виртуозно скрутил в конце первого акта серию гранд-пируэтов.
Что же, коллектив Кремлевского балета под руководством своего основателя Андрея Петрова, что принимает гостей, сегодня находится в отличной форме, труппа за последнее время явно помолодела и входит в тройку сильнейших балетных трупп Москвы (вместе с Большим и Музыкальным театрами) — так что на фестивале зрителей ожидала балетная классика в качественном исполнении.
Полина Семионова и Даниэль Камарго в балете "Жизель". Фото предоставлено пресс-службой Кремлевского дворца
Из старых знакомых уже в третий раз приехала на фестиваль одна из самых любимых танцовщиц московской публики прима Берлинского государственного балета Полина Семионова. Со своим красавцем-партнером Даниэлем Камарго она исполнила одну из лучших партий своего репертуара — Жизель.
Эффектный 29-летний бразилец, заявленный на фестивале как премьер Национального балета Нидерландов, с начала сезона стал фрилансером, обзавелся собственным агентом и теперь собирается колесить по миру на манер странствующей приглашенной звезды. Планы и амбиции у танцовщика большие, но и ожиданий публики (буквально в мае покоренной его выступлением на фестивале Benois de la danse) танцовщик не обманул. Их дуэт с Полиной Семионовой только сложился, и танцовщики впервые танцевали «Жизель» вместе, однако сразу произвели эффект разорвавшейся бомбы. Полина и Даниэль не просто очень подходили друг другу, в их дуэте явственно ощущалась «химия»: один чувствовал другого, что называется, кожей. Оба прекрасные, драматически наполненные всем своим танцем, они, казалось, заново утверждали в этом спектакле незыблемые законы гармонии. Она сценой сумасшествия, он глубиной переживаний во втором акте делали этот балет высшей точкой фестиваля.