Выставка «Воспоминание об APTART» - «Выставки»
С 23 июня по 23 августа в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке пройдет выставка «Воспоминание об APTART».
Выставка «Воспоминание об APTART»Выставка станет шестым проектом, осуществленным в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Программа сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства, а каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального.
В центре выставочного проекта находится одно из важнейших явлений советского андеграунда — самоорганизация APTART, которая действовала в квартире художника Никиты Алексеева с 1982 по 1984 год.
Название выставочной площадки, а в будущем и художественного явления, ответвления московского концептуализма в его избегающей глубокой философии игровой форме, возникло в разговоре Никиты Алексеева, Михаила Рошаля и Свена Гундлаха как игра слов.
Выставка «Воспоминание об APTART»В «APTART» слились «apartment» и «art» — двойное повторение ключевого слова «искусство». Позднее APTART вышел за рамки квартиры, и было проведено два выездных события: «APTART в натуре» и «APTART за забором».
Ядром APTART были несхожие художники разных поколений: Никита Алексеев, Михаил Рошаль, группа «Мухомор», Вадим Захаров и Виктор Скерсис, Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов, Георгий Кизевальтер. В выставочном процессе участвовали и Николай Панитков, и Андрей Монастырский, и Владимир Куприянов, и Дмитрий Пригов.
Чрезвычайно важно, что APTART стал выставочным пространством для молодых художников из Одессы, так называемой одесской «Новой волны»: Сергея Ануфриева, Ларисы Резун, группы «Перцы», Юрия Лейдермана, Игоря Чацкина, Леонида Войцехова.
Выставка «Воспоминание об APTART»По сути, APTART являлся платформой, объединившей довольно обширную группу художников, которые нуждались в собственном месте для выставочных проектов для декларации своих целей и задач в искусстве. Несмотря на различие их художественных подходов и стилей, всех участников объединяло ироничное отношение к искусству и жизни, свобода в интерпретациях, мышлении и поведении.
На территории APTART не велась кураторская деятельность в ее современном понимании и не было рыночных отношений, поэтому APTART можно назвать выставочной площадкой для репрезентации наиболее актуальных тенденций в искусстве того времени.
Начавшись как пародия на квартирные выставки, APTART со временем стал «местом силы» и генерирования новых идей, художественным проектом, открывшим новую страницу в русском искусстве 1980-х годов. По сути, APTART сыграл роль серьёзной институции и на время стал единственным экспертным советом андеграундного искусства.
Выставка состоит из четырех сегментов: своеобразной тотальной инсталляции из работ экспонентов APTART, архивной части, работ, выставлявшихся непосредственно в APTART и видеодокументации. На выставке представлены материалы из архива и библиотеки ЦСИ Гараж, из собрания Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, из архива Маргариты и Виктора Тупицыных, из собраний Владимира Мироненко и Вадима Захарова, из архива Георгия Кизевальтера.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://www.mmoma.ru/exhibitions/ermolaevsky17/vospominanie_ob_aptart/