Выставка «Геометрия света» - «Праздники»
С 6 марта по 17 апреля в рамках «Фотобиеннале-2020» в Мультимедиа Арт Музее пройдет выставка Александра Слюсарева «Геометрия света», приуроченная к 10-летию со дня смерти автора.
Выставка «Геометрия света»Александр Слюсарев (1944–2010) получил блестящее филологическое образование и работал переводчиком с итальянского языка. Фотографией увлекся еще в школе, посещал студию при журнале «Советское фото». С конца 1960-х участвует в выставках, сначала в Прибалтике, потом — в России.
Его вхождение в фотографию совпадает со временем хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве проходит Международный фестиваль молодежи и студентов, в страну хлынули зарубежные книги и журналы, в том числе по фотографии.
Журнал Camera стал для Слюсарева одним из важнейших проводников в мир фотоискусства. Уже первые снимки Слюсарева начала 1960-х — заявка на создание собственного стиля, принципиально противоположного как устоям социалистического реализма, так и новому реализму документальной фотографии того времени. Его интерес к формальным вопросам фотографии, проблемам света, композиции, с одной стороны, определял его творческий путь; с другой стороны, он занимался поисками метафизического содержания и трансцендентного начала.
Выставка «Геометрия света»Именно Слюсареву принадлежит термин «метафизическая фотография», введенный им в 1970-е годы. Интересно, что и в поэзии в это время появляется школа мета-метафорических поэтов (Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Ерёменко), которые ставили в своем творчестве подобные задачи.
Минимализм, интерес к разрушенным фактурам и текстурам, которыми была полна советская действительность и которых не замечал глаз идеологизированного советского человека, предельная интимность и одновременно философское обобщение стали главными особенностями творчества Александра Слюсарева конца 1960-х — начала 1970 — х годов.
Излюбленным сюжетом Слюсарева являются окна. Стоит заметить, что в 1970-е годы такие важнейшие художники русского андеграунда, как Иван Чуйков, Эрик Булатов, Олег Васильев, также создают серии работ, связанных с окнами, и поднимают проблему «выхода». В абсолютно закрытом, отгороженном от мира железным занавесом Советском Союзе проблема выхода становится важнейшим экзистенциальным вопросом. Выходом для Слюсарева оказывается свет.
Выставка «Геометрия света»В лаконичных, минималистских и изысканных работах Александра Слюсарева то, что за кадром, всегда важнее изображаемого. В обществе, где все говорили на эзоповом языке, где смыслы были затерты идеологическими слоганами, где видели то, что знали, фотография для Слюсарева становится инструментом философской рефлексии и альтернативным способом жизни.
Радикальные эксперименты Александра Слюсарева в построении «плоского пейзажа» без линейной и диагональной перспективы, введение цвета в черно-белую фотографию и концептуальный подход к фотографии, где проблема нарратива уходит на дальний план, а акцент делается на исследовании самой природы фотографии как нового медиа, заслуженно привели к тому, что творчество Слюсарева оказалось в коллекциях крупнейших мировых музеев, в том числе в Тейт Модерн.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/geometriya-sveta/