Выставка «К 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Романовича» - «Фестиваль»
С 1 декабря по 1 февраля в Новой Третьяковке пройдет расширенная экспозиция работ из собрания Государственной Третьяковской галереи «К 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Романовича». Из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Выставка «К 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Романовича»В коллекции Третьяковской галереи хранятся 62 произведения живописи и около 100 графических работ Серегея Михайловича Романовича (1894 — 1968). Практически все они поступили в дар в 1971 и 1978 годах от вдовы художника М.А. Спендиаровой, три картины были подарены в 2013 году дочерью художника Н.С. Романович и ее мужем В.К. Скворцовым.
Живопись Романовича, представленная в музее, хронологически охватывает 1930–1960-е годы. Ранних работ художника в коллекции нет, но его имя хорошо известно уже с начала 1910-х годов. Еще в юности, познакомившись с Михаилом Ларионовым и испытав обаяние его личности и искусства, Романович принимает участие в авангардных выставках футуристического общества «Лучисты и будущники». При этом он сохраняет приверженность классическому искусству и выдвигает свой лозунг «Наше знамя — Рафаэль». В 1920-е годы Романович — активный участник и экспонент союза художников и поэтов «Искусство — жизнь».
В журнале «Маковец» он публикует программную статью «О реализме». Размышляя об особенностях реалистического произведения, он выделяет понятие любви к действительности, которая, по словам художника, есть тот скрытый огонь и то тепло, что побуждают к созданию произведения, навсегда сохраняя его от смерти.
Выставка «К 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Романовича»В 1930-е годы художник постепенно теряет общественную активность, перестает выставляться, отходит от преподавания и сосредотачивается на работе в мастерской, на живописи и рисунке. В его наследии можно выделить три направления, которые представлены в нашей экспозиции.
Это мифологические композиции, увиденные через опыт великих мастеров прошлого; евангельский цикл, прослеживающий мученический путь Христа; работы, написанные непосредственно с натуры, выражающие трепетное лирическое отношение автора к живой природе.
Камерные работы Романовича невелики по размеру, он работает сериями, циклами. При этом они, как части единого целого, способны объединяться и создавать композицию, подобную фресковому ансамблю, приобретая монументальную выразительность. Их живопись — свободная, легкая, динамичная — не только отражает творческий темперамент и непосредственные эмоции мастера, но и воплощает его размышления о природе искусства живописи, и личное переживание драматизма эпохи, на которую пришлась его жизнь.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/k-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-sergeya-mikhaylovicha-romanovicha-1894-1968/