Выставка «Нам родина пристанище дала» - «Выставки»
С 4 июля по 9 августа в Государственном музее Востока пройдет выставка «Нам родина пристанище дала». Экспозиция приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и продолжает серию выставок Государственного музея Востока на тему «Художники в эвакуации».
Выставка «Нам родина пристанище дала»Ранее состоялись «Рахмат, Ташкент» (2010), «Азийский дом» (2015), в дальнейшем планируется показать графику Амшея Нюренберга военных лет. Выставка 2020 года продолжает знакомить зрителя с произведениями художников, оказавшихся во время войны в эвакуации в Средней Азии, а также местных живописцев и тех, кто приехал туда до войны.
Будут показаны живописные и графические произведения, созданные в военные годы в Ташкенте, Самарканде, Коканде, Фергане. На выставке будут экспонированы работы широко известных художников: Павла Бенькова, Роберта Фалька, Александра Волкова, Меера Аксельрода, Александра Лабаса, Зинаиды Ковалевской, Петра Никифорова и других. Всего будет экспонировано более 20 работ живописи и графики.
Впервые в музее представят зрителям новые поступления графической серии Александра Лабаса — листы из цикла «Ташкент», ранее не экспонировавшиеся. Художники, вдохновленные древней цивилизацией, создавали в Средней Азии поистине великолепные произведения.
Многовековая культура, складывающийся столетиями патриархальный уклад жизни местного населения, сама природа этого края вызывали ассоциации с прародиной человечества, с древней библейской землей.
Выставка «Нам родина пристанище дала»Это чувствуется в напоминающей фреску гуаши Меера Аксельрода «Улочка в Коканде». Здесь будто бы остановилось время. «Я не была здесь лет семьсот, но ничего не изменилось… Все так же льется божья милость с непререкаемых высот», — писала Анна Ахматова, проведшая в ташкентской эвакуации незабываемые годы. Строка «…нам родина пристанище дала» из цикла 1943 года «Луна в зените», написанного ею в Ташкенте значится в названии выставки.
В произведениях художников есть вневременное ощущение вечности, созвучное ахматовским строкам. Пейзаж Александра Волкова «Руины Биби-Ханым» с проходящим мимо развалин караваном воспринимается аллегорией бесконечно текущего времени. Таков и «Водоем» Роберта Фалька, где под куполом лазоревого неба приютился чудесный поэтичный уголок оазиса у хауза (водоема).
Хауз, расположенный, как правило у жилищ или чайхан, становится неким символом дома в широком смысле слова, душевного покоя и уюта, пристанища. Павел Беньков часто обращался к мотиву хауза, арыка в своем творчестве.
Отчасти это, возможно, объясняется тем, что художнику склонному импрессионистическому видению мира, интересно было наблюдать и запечатлевать в своих полотнах цветовые рефлексы света, отраженного от водной поверхности.
Он писал арыки, хаузы у чайхан, наблюдая радостное коловращение жизни. Жизнеутверждающие произведения Павла Бенькова «Подруги. Письмо с фронта» 1945 г., «Чайхана на Регистане» 1944 г. Отличает позитивный настрой, «наполненность» солнечным светом и ощущение ожидания скорого счастья.
Часто запечатлевала на своих полотнах островки жизни у воды и ученица и единомышленница Бенькова Зинаида Ковалевская. Ее хаузы — само умиротворение и успокоение. Водоем — многозначный символ. Это и окно в другой мир, другое измерение.
«Ташкентская серия» Александра Лабаса словно идиллический мир из сна. И даже реальные приметы времени и места не мешают впечатлению некоторой призрачности и фантастичной инопланетности изображенного, как, например, в акварели «В Ташкенте». Исключение составляет, пожалуй, набросок — зарисовка «На заседании».
Выставка повествует скорее не о войне, а о мире. Хорошо известно значение, важность крепкого тыла не только для победы, но для жизни. Осознание и наличие крепкого надежного тыла — дома — во многом способствовало Победе в Великой Отечественной войне.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.orientmuseum.ru/events/2020/nam_rodina_pristanische_dala/index.php