«Богатая почва для драмы и оперы» - «Новости Музыки»
Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков — вспоминаем исторические оперы XIX века, написанные русскими композиторами.
Михаил Глинка, «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), 1836 год
Зимой 1834–1835 годов Михаил Глинка[/url] был частым гостем вечеров Василия Жуковского. Здесь собиралось общество, состоявшее, по определению композитора, «из людей, доступных изящному». На вечерах бывали
К опере «Борис Годунов» Модест Мусоргский[/url] написал либретто сам. Для либретто он использовал и трагедию Пушкина, и текст «Истории государства Российского»
Хованщиной называли короткий период в русской истории, когда боярин Иван Хованский возглавил в 1682 году Стрелецкий приказ и стал предводителем мятежа. Позже его казнили по приказу царевны Софьи Алексеевны.
Сюжет оперы Модесту Мусоргскому критик Владимир Стасов предложил еще в 1872 году, до премьеры «Бориса Годунова». Стасов писал: «Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй — богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил мое мнение».
Работая над оперой, Модест Мусоргский изучал подлинные документы XVII века. Его, как и Стасова, интересовало столкновение старого жизненного уклада с новым. Олицетворением нового стал юный Петр и его «потешные» войска; старого — раскольники, стрельцы, царевна Софья и ее окружение. Композитор объединил события 1682 и 1689 года: в его произведении конец хованщины совпадает с концом правления Софьи. Кстати, в списке действующих лиц оперы Софьи и Петра нет: они лишь упоминаются другими героями.
Композитор не успел завершить «Хованщину». После его смерти оперу доработал Николай Римский-Корсаков. Оперу Мусоргского в его редакции впервые исполнили в феврале 1886 года участники петербургского Музыкально-драматического кружка. Позже партия старца-раскольника Досифея стала одной из самых блестящих ролей Федора Шаляпина[/url] в русском репертуаре.
Александр Бородин, «Князь Игорь», 1869–1887 годы, редакция Николая Римского-Корсакова и Александра Глазунова — 1890 год
Александр Бородин долго собирался написать оперу, но никак не приступал к работе. Он то не мог найти подходящий сюжет, то переживал из-за работы над либретто, то задумывался о том, как продвигать сочинение.
В 1869 году критик Владимир Стасов предложил Бородину сюжет «Слова о полку Игореве»[/url]. Композитор долго собирал материал: он изучал разные переводы «Слова», читал летописи, консультировался с историками и этнографами.
Сюжет, который стал основой оперы «Царская невеста», привлекал не только Николая Римского-Корсакова, но и Александра Бородина. Когда Бородин занялся «Словом о полку Игореве», Николай Римский-Корсаков обратился к трагической истории третьей жены Ивана Грозного[/url].
Литературной основой «Царской невесты» стала одноименная драма Льва Мея. В ней автор опирался на собранные Карамзиным сведения о женитьбе Ивана IV на Марфе Собакиной. Некоторые изменения и дополнения внес в пьесу писатель либреттист Илья Тюменев.
В опере Римского-Корсакова появился царь, которого нет в пьесе Мея. Правда, Иван Грозный в «Царской невесте» не поет, но его появление на сцене сопровождается мощной оркестровой темой. Римский-Корсаков вообще дал в своей опере волю страстям: его герои влюбляются и ревнуют до исступления, рыдают, угрожают, травят и казнят своих соперников.
Но главное в «Царской невесте» — не любовные безумства и даже не исторические коллизии, а «трагически окрашенный гимн этической красоте русской женской души», как сказал о ней композитор Борис Асафьев.
Премьера «Царской невесты» прошла в 1899 году, ее поставили участники Товарищества частной оперы. Спустя два года спектакль появился в репертуаре Мариинки, в 1916 году — Большого театра.
Автор: Алевтина Бояринцева