Звезды нашего века: женщины-музыканты - «Новости Музыки» » Новости Музыки
Новости Музыки » Другое » Биографии русских композиторов и музыкантов » Звезды нашего века: женщины-музыканты - «Новости Музыки»

Звезды нашего века: женщины-музыканты - «Новости Музыки»

Звезды нашего века: женщины-музыканты - «Новости Музыки»
Биографии русских композиторов и музыкантов
13:26, 13 ноябрь 2019
2 697
0

Вероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века.

Вероника Дударова


Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.info

Вероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова.

Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории.

В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной.

В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет.

Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой:

София Губайдулина


София Губайдулина. Фотография: remusik.org

София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.com

Композитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина.

Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970–80–х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

«Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни».
София Губайдулина

В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты.

Документальный фильм о Софии Губайдулиной:

Елена Образцова


Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского.

В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками».

Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии.
Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений.
Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой:

Элисо Вирсаладзе


Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li

Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ru

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака.

С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн.

В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман.

«Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина», — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер.

Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь».

Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе:

Наталия Гутман


Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович.

Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории.

«Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она.

Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать.

Альфред Шнитке. Концерт №1 для виолончели с оркестром. Солист — Наталия Гутман:

Автор: Алевтина Бояринцева


Вероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века. Вероника Дударова Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.infoВероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова. Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории. В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной. В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет. Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой: София Губайдулина София Губайдулина. Фотография: remusik.org София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.comКомпозитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина. Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970–80–х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва». «Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни». София Губайдулина В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты. Документальный фильм о Софии Губайдулиной: Елена Образцова Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ruЕлена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского. В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками». Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии. Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений. Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой: Элисо Вирсаладзе Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ruЭлисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака. С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн. В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман. «Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина», — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер. Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь». Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе: Наталия Гутман Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ruРодилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович. Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории. «Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она. Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать. Альфред Шнитке. Концерт №1 для виолончели с оркестром. Солист — Наталия Гутман: Автор: Алевтина Бояринцева
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться назад
Комментарии (0)
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив